Каравеллы Колумба в океане

 

    На главную >> География и путешествия

 Реклама на сайте

 

 

Каравеллы Колумба

"Нинья", "Пинта", "Санта-Мария" - имена легендарных кораблей первой экспедиции Христофора Колумба к берегам Нового Света прочно вошли в историю, попали во все энциклопедии и школьные учебники географии.

После того, как политические и экономические вопросы организации заокеанской экспедиции были решены (17 апреля 1492 года было дано, наконец, высочайшее добро и найдены средства), настал момент снаряжать корабли и подыскивать команду.

 

Итак, прежде всего - суда. Какие корабли могли выдержать океанское плавание? Какое их количество необходимо и достаточно?  Одного корабля для такого опасного и длительного плавания было явно мало - слишком велик риск. Во-вторых, на одном судне не привезти большого количества «добычи» - золота, серебра, пряностей, шелков, благовоний и прочего (на что в первую очередь рассчитывал Колумб и его кредиторы), чтобы покрыть расходы и окупить предприятие. Напомним, что Колумб ведь собирался «открыть» Японию и Китай, а вовсе не Америку. Два судна - уже лучше. Четыре – неоправданно дорого. А вот три – в самый раз.  И всякого добра из Чипангу и Чайны, (Японии и Китая) будет, на чем привезти, и вероятностная устойчивость к возвращению выше, чем на двух кораблях.  Из всех возможных типов судов для похода Колумбом были выбраны каравеллы.

 

Что такое каравелла

Каравеллапервоначально каравеллой называли небольшое рыболовецкое однопалубное судно с косыми парусами, очень маневренное, с малой осадкой и в то же время вместительное. Оно прекрасно подходило для лавирования вдоль побережья, могло двигаться под крутым углом к ветру и позволяло принять на борт относительно много груза.

 

Происхождение названия "каравелла"

caravellat. / caravela-port. / carabela-hisp./ caravella-it./

Можно предположить, что слово caravela имеет латинскую основу и образовано от двух корней, где vela означает парус, а cara – дорогой. Причем, как в латинском, так и в итальянском языке. То есть, получается  дорогой парусник, ценный парусник (или что-то в этом роде).

Кстати, наше слово корабль было заимствовано именно от слова каравелла

Смотрите сами: /his./carabela корабль 

 

Типовая конструкция каравеллы

Легкое однопалубное судно. Водоизмещение 50-100 тонн, длина 15-25 метров, латинские паруса на косых реях грот-мачты и бизань-мачты позволяли судам ходить круто к ветру. Только фок-мачта, как правило, несла прямой парус. Корпус судна имел соотношение длины по килю к ширине примерно 3:1, что давало хорошую остойчивость в открытом море. На каравеллах не было специального места для артиллерии, поэтому они не использовались в военном деле. Все вооружение – несколько средних и мелких пушек в кормовой надстройке и на баке.

 

Какую скорость развивали каравеллы

Каравеллы позволяли развивать максимальную скорость до 12-14 узлов (1 узел = 1 миля/час; 1 морская миля ~ 1800 метров) или приблизительно до 20 км/час в сухопутном измерении. Таким образом, при благоприятном ветре за сутки на каравелле можно было преодолеть 200-300 км.

 

Расстояние от Канарских до Багамских островов Расстояние от Канарских до Багамских островов составляет чуть больше шести тысяч километров. Пройдено Колумбом за 36 суток. Таким образом, в среднем за сутки каравеллы Колумба преодолевали расстояние ~ 180 км.

 

Мореходные качества каравеллы

Каравеллы имели 2-3(иногда 4) мачты, конструкции фок- и грот-мачты позволяли менять косые латинские паруса на прямые и наоборот. Крутой бейдевиндПри крутом бейдевинде, (то есть почти встречном ветре) и при исследовании побережья маневрировали с латинскими парусами. При попутном ветре в открытом море больший разгон давали прямые паруса. Каравеллы могли подходить близко к берегу, и в то же время уверенно чувствовали себя в открытом море. Благодаря всем этим качествам именно каравеллы стали основными судами морских экспедиций на начальном этапе Эпохи Великих Географических Открытий. Ведь именно на каравеллах совершили свои знаменитые прорывы в неизведанное Бартоломеу Диаш, Васко да Гама, Христофор Колумб и Фернандо Магеллан.

 

Историческая эпоха каравелл

Каравеллы появились в 12 веке и просуществовали примерно до середины 16-го столетия, когда их вытеснили более продвинутые типы судов. А сама каравелла, после изменения оснастки, замены треугольных парусов на трапециевидные, а также при изменении формы корпуса преобразовалась в шхуну.

 

Точно известно, что не сохранилось ни одного чертежа или рисунка хотя бы одного из кораблей первой экспедиции Колумба. И как в действительности выглядели «Нинья», «Пинта» и «Санта-Мария» не знает никто. Исследователи попытались восстановить их внешний вид и конструкцию по косвенным свидетельствам и словесным описаниям. Поэтому всё, что вы прочтете ниже, это предположительные описания судов, первыми пересекшими Атлантический океан осенью 1492 года.

 

 «Санта-Мария» - флагманское судно экспедиции Колумба

Каравелла "Санта-Мария"Флагманское судно флотилии Христофора Колумба. Строго говоря «Санта-Мария» не была каравеллой. Это была трёхмачтовая каракка (или на испанский манер нао) - тип  грузового судна, длиной примерно 22-25 метров, шириной 7-8 метров, водоизмещением порядка 120 тонн. Этот однопалубный корабль мог взять на борт до 40 человек команды и пассажиров.  Парусное вооружение «Санта-Марии» состояло из пяти прямых парусов и косого паруса на бизань-мачте. Глубина трюма - около 3 метров. В кормовой части находилась двухъярусная надстройка с каютами для руководства и кладовыми для всего необходимого, на баке — треугольная платформа и возможно, еще одна надстройка. Вооружение "Санта-Марии" состояло из нескольких разнокалиберных пушек, стрелявших каменными ядрами.  Место гибели "Санта-Марии" на ГаитиИзвестно, что «Санта-Мария» разбилась на Рождество 1492 года у берегов острова Гаити. Обломки корабля были использованы для строительства укрепленного поселения, основанного в этом месте 6 января 1493 года. Колумб назвал поселение просто “La Navidad” - «Рождество».

 

К"Санта-Мария" - действующая копия корабляак вы уже знаете, не сохранилось ни одного подлинного изображения кораблей первой экспедиции Колумба. Тем не менее, в 1892 году, при подготовке празднования 400-й годовщины путешествия Колумба, была построена предполагаемая копия «Санта-Марии».  В 20-м веке был выполнен еще целый ряд макетов и плавающих копий «Санта-Марии»  в натуральную величину, причём некоторые из них относятся к типу «нао», а некоторые выполнены как каравеллы. Сам Колумб в своём журнале говорил о «Санта-Марии» и как о каракке, и как о каравелле. Очевидно, что строгой границы между караккой и каравеллой не существовало.

 

Как выглядела каравелла «Пинта»

Модель каравеллы "Пинта"Про «Пинту» - второго по величине корабля флотилии, известно меньше всего подробностей. Скорее всего, это была типичная каравелла средних размеров и параметров, водоизмещением 70-90 тонн, могла нести на фок- и грот-мачте по одному прямому парусу, а на бизани — косой.

 

Что из себя представляла каравелла «Нинья»

Настоящее имя этого корабля было «Санта-Клара», а «Нинья» — всего лишь прозвище каравеллы, толи от испанского слова «детка», толи от имени владельца Хуана Ниньо. Модель каравеллы "Нинья" Об этой каравелле до нас дошли некоторые описательные сведения, которые кочуют везде в Интернете, и к которым следует относиться как к любым неподтвержденным данным. Итак: по одним сведениям длина судна 17 метров, ширина — 5,5 метров, осадка около 2 метров, водоизмещение — 100 тонн, экипаж 40 человек; по другим сведениям «Нинья» имела водоизмещение 40-60 тонн,  на всех 3 мачтах были косые паруса. В ходе экспедиции Колумб сделал остановку на Канарских островах для проведения ремонтных работ на «Пинте», а на "Нинье" в это время косые паруса заменили на такие же прямые, как на "Пинте".

«Нинья» - «Санта-Клара» участвовала и во второй экспедиции Колумба к берегам Нового Света, а потом ходила туда еще раз, в 1499 г. на остров Гаити уже сама по себе, как частное лицо. По всеобщему утверждению -  любимое судно Колумба.

*

 

Морские термины, использованные в тексте:

 

Латинский парус

 По форме - прямоугольный треугольник. Латинский парус - схемаВерхней шкаториной (гипотенузой) крепится к наклонной рее, передний или нижний конец которой доходит до палубы. В средние века латинский парус получил широкое распространение, благодаря способности судна с таким парусом ходить очень круто к ветру. Причём движущей силой при этом являлся не сам ветер, а подъемная сила крыла, как у самолета, только крыло, то есть парус, располагались не горизонтально, а вертикально.

 

Каракка = нао – просто большое парусное судно, больше каравеллы. Передние паруса прямые, задние – косые.

Фок-мачта – первая от носа корабля мачта.

Грот-мачта – вторая от носа корабля мачта.

Бизань-мачта – задняя мачта на 3-4 мачтовых судах с косым парусом для маневров.

Водоизмещение  количество воды, вытесненной плавающим судном.

Бак – часть верхней палубы от носа до первой мачты.

Бейдевинд – курс, при котором угол между направлением ветра и направлением движения судна составляет менее 90°. Тяга паруса при бейдевинде целиком определяется  «подъёмной силой».

Шкаторина – любой край паруса.

Шхуна Шхуна Шхуна – тип парусного корабля, имеющего не менее двух мачт и косые паруса на всех мачтах. Имеет много разновидностей. Было основным судном пиратов Карибского моря и побережья Америки в 16-17 веках. 

*

 

 

Очень обяжете, если поделитесь этим материалом в социальных сетях

 

 


Начало первой экспедиции Колумба в Америку 3 августа 1492

 

Переход Христофора Колумба через Атлантику

 

Колумб открыл Америку 12 октября 1492

 

Гуд бай, Америка! Триумф Адмирала Колумба

 

Биография Колумба - история загадок без отгадок

 

Каравеллы Колумба

Путешественники эпохи Великих Географических Открытий

Марко Поло - реальный персонаж или мистификация

Бартоломео Диаш - знаменитый португальский мореплаватель

Христофор Колумб - история загадок без отгадок

Васко да Гама открыл путь в Индию вокруг Африки 1497-99

Фернан Магеллан - конкистадор в Индийском океане

Америго Веспуччи не открывал Америки?

Джон Кабот - открытие Северной Америки

Фрэнсис Дрейк - первое кругосветное плавание англичан

Джеймс Кук - история путешествий и открытий

Абель Тасман открыл Тасманию и Новую Зеландию в 1642

Томас Кук - основатель организованного туризма

Русские путешественники и первопроходцы

Афанасий Никитин - открыл дорогу в Индию

Ермак Тимофеевич - "прорубил окно" в Сибирь

Русские в Сибири 16-й век:  Дежнёв, Хабаров, Атласов...

Витус Беринг - Камчатка, Америка, Берингов пролив

Великая Северная экспедиция - от Ямала до Японии

Освоение Русской Америки и Аляски: Шелехов, Баранов, Кусков

Первая русская кругосветка 1803-1806 Крузенштерна и Лисянского

 

Эпоха Великих

Географических

открытий - это ->

 

 

Марко Поло - первый путешественник Эпохи Великих Географических Открытий

Марко

Поло

 

 

 

 

Бартоломеу Диаш - великий португальский мореплаватель, первый обогнул Африку

Бартоломеу

Диаш

 

 

 

 

Христофор Колумб - первооткрыватель Америки для европейцев

Христофор

Колумб

 

 

 

 

Васко да Гама - первооткрыватель морской дороги в Индию

Васко

да Гама

 

 

 

 

Фернан Магеллан - первое кругосветное путешествие

Фернан

Магеллан

 

 

 

 

Америго

Веспуччи

 

 

 

 

Джон Кабот - английский первооткрыватель Северной Америки

Джон

Кабот

 

 

 

 

Фрэнсис Дрейк - корсар на службе её величества королевы Елизаветы I

Фрэнсис

Дрейк

 

 

 

 

Абель

Тасман

 

 

 

 

Джеймс Кук - великий английский мореплаватель

Джеймс

Кук

 

 

 

 

Томас Кук - основатель туризма

Томас

Кук

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Русские путешественники

и первопроходцы

 

 

Афанасий

Никитин

 

 

 

 

Ермак

Тимофеевич

 

 

 

 

Первопроходцы

Сибири 17 века

 

 

 

 

Беринг иконка

Витус

Беринг

 

 

 

 

Великая Северная экспедиция

Великая

Северная эскпедиция

 

 

 

 

Освоение Русской Америки и Аляски

Освоение

Русской Америки

 

 

 

 

Крузенштерн и его кругосветное плавание

Первое русское кругосветное плавание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

География и Путешествия © Виктор Кудрявцев  / kudry-viktor@yandex.ru /  Условия заимствования: согласие владельца + активная обратная ссылка