Каравеллы Колумба
"Нинья", "Пинта",
"Санта-Мария"
- имена легендарных кораблей первой экспедиции Христофора
Колумба к берегам Нового Света прочно вошли в историю,
попали во все энциклопедии и школьные учебники географии.
После того, как политические
и экономические вопросы организации заокеанской экспедиции
были решены (17 апреля 1492 года было дано, наконец,
высочайшее добро и найдены средства), настал момент
снаряжать корабли и подыскивать команду.
Итак, прежде всего - суда.
Какие корабли могли выдержать океанское плавание? Какое их
количество необходимо и достаточно? Одного корабля для
такого опасного и длительного плавания было явно мало -
слишком велик риск. Во-вторых, на одном судне не привезти
большого количества «добычи» - золота, серебра, пряностей,
шелков, благовоний и прочего (на что в первую очередь
рассчитывал Колумб и его кредиторы), чтобы покрыть расходы и
окупить предприятие. Напомним, что Колумб ведь собирался
«открыть» Японию и Китай, а вовсе не Америку. Два судна -
уже лучше. Четыре – неоправданно дорого. А вот три – в самый
раз. И всякого добра из Чипангу и Чайны,
(Японии и Китая) будет, на чем привезти, и вероятностная
устойчивость к возвращению выше, чем на двух кораблях.
Из всех возможных типов судов для похода Колумбом были
выбраны каравеллы.
Что такое каравелла
первоначально
каравеллой называли небольшое рыболовецкое однопалубное
судно с косыми парусами, очень маневренное, с малой осадкой
и в то же время вместительное. Оно прекрасно подходило для
лавирования вдоль побережья, могло двигаться под крутым
углом к ветру и позволяло принять на борт относительно много
груза.
Происхождение названия "каравелла"
caravel – lat. / caravela-port. / carabela-hisp./ caravella-it./
Можно предположить, что
слово caravela имеет латинскую основу и образовано от двух
корней, где vela означает парус, а cara
– дорогой. Причем, как в латинском, так и в итальянском
языке. То есть, получается дорогой парусник, ценный
парусник (или что-то в этом роде).
Кстати, наше слово
корабль было заимствовано именно от слова каравелла
Смотрите сами:
/his./carabela
= корабль
Типовая конструкция каравеллы
Легкое однопалубное
судно. Водоизмещение 50-100 тонн, длина 15-25 метров,
латинские паруса на косых реях грот-мачты и бизань-мачты
позволяли судам ходить круто к ветру. Только фок-мачта,
как правило, несла прямой парус. Корпус судна имел
соотношение длины по килю к ширине примерно 3:1, что давало
хорошую остойчивость в открытом море. На каравеллах не было
специального места для артиллерии, поэтому они не
использовались в военном деле. Все вооружение – несколько
средних и мелких пушек в кормовой надстройке и на баке.
Какую скорость развивали каравеллы
Каравеллы позволяли
развивать максимальную скорость до 12-14 узлов (1 узел = 1
миля/час; 1 морская миля ~ 1800 метров) или приблизительно
до 20 км/час в сухопутном измерении. Таким образом, при
благоприятном ветре за сутки на каравелле можно было
преодолеть 200-300 км.
Расстояние от Канарских до Багамских островов
составляет чуть больше шести тысяч километров. Пройдено
Колумбом за 36 суток. Таким образом, в среднем за сутки
каравеллы Колумба преодолевали расстояние ~ 180 км.
Мореходные качества каравеллы
Каравеллы имели 2-3(иногда
4) мачты, конструкции фок- и грот-мачты
позволяли менять косые латинские паруса на прямые и
наоборот.
При крутом
бейдевинде, (то есть почти встречном ветре) и при
исследовании побережья маневрировали с латинскими парусами.
При попутном ветре в открытом море больший разгон давали
прямые паруса. Каравеллы могли подходить близко к берегу, и
в то же время уверенно чувствовали себя в открытом море.
Благодаря всем этим качествам именно каравеллы стали
основными судами морских экспедиций на начальном этапе Эпохи
Великих Географических Открытий. Ведь именно на каравеллах
совершили свои знаменитые прорывы в неизведанное Бартоломеу
Диаш, Васко да Гама, Христофор Колумб и Фернандо Магеллан.
Историческая эпоха
каравелл
Каравеллы появились в 12
веке и просуществовали примерно до середины 16-го столетия,
когда их вытеснили более продвинутые типы судов. А сама
каравелла, после изменения оснастки, замены треугольных
парусов на трапециевидные, а также при изменении формы
корпуса преобразовалась в шхуну.
Точно известно, что не
сохранилось ни одного чертежа или рисунка хотя бы одного из
кораблей первой экспедиции Колумба. И как в действительности
выглядели «Нинья», «Пинта» и «Санта-Мария» не знает никто.
Исследователи попытались восстановить их внешний вид и
конструкцию по косвенным свидетельствам и словесным
описаниям. Поэтому всё, что вы прочтете ниже, это
предположительные описания судов,
первыми пересекшими
Атлантический океан осенью 1492 года.
«Санта-Мария» -
флагманское судно экспедиции Колумба
Флагманское
судно флотилии Христофора Колумба. Строго говоря
«Санта-Мария» не была каравеллой. Это была трёхмачтовая
каракка (или на испанский манер нао) - тип
грузового судна, длиной примерно 22-25 метров, шириной 7-8
метров, водоизмещением порядка 120 тонн. Этот однопалубный
корабль мог взять на борт до 40 человек команды и
пассажиров.
Парусное вооружение «Санта-Марии» состояло из пяти
прямых парусов и косого паруса на бизань-мачте. Глубина
трюма - около 3 метров. В кормовой части находилась
двухъярусная надстройка с каютами для руководства и
кладовыми для всего необходимого, на баке — треугольная
платформа и возможно, еще одна надстройка. Вооружение
"Санта-Марии" состояло из нескольких разнокалиберных пушек,
стрелявших каменными ядрами.
Известно, что «Санта-Мария» разбилась на
Рождество 1492 года у берегов острова Гаити.
Обломки корабля были использованы для строительства
укрепленного поселения, основанного в этом месте 6 января
1493 года. Колумб назвал поселение просто “La Navidad” -
«Рождество».
К ак
вы уже знаете, не сохранилось ни одного подлинного
изображения кораблей первой экспедиции Колумба. Тем не
менее, в 1892 году, при подготовке празднования 400-й
годовщины путешествия Колумба, была построена предполагаемая
копия «Санта-Марии». В 20-м веке был выполнен еще
целый ряд макетов и плавающих копий «Санта-Марии» в
натуральную величину, причём некоторые из них относятся к
типу «нао», а некоторые выполнены как каравеллы. Сам Колумб
в своём журнале говорил о «Санта-Марии» и как о каракке, и
как о каравелле. Очевидно, что строгой границы между
караккой и каравеллой не существовало.
Как выглядела каравелла
«Пинта»
Про «Пинту»
- второго по величине корабля флотилии, известно меньше
всего подробностей. Скорее всего, это была типичная
каравелла средних размеров и параметров, водоизмещением
70-90 тонн, могла нести на фок- и грот-мачте по одному
прямому парусу, а на бизани — косой.
Что из себя
представляла
каравелла «Нинья»
Настоящее имя этого
корабля было «Санта-Клара», а «Нинья» — всего лишь прозвище
каравеллы, толи от испанского слова «детка», толи от имени
владельца Хуана Ниньо.
Об этой
каравелле до нас дошли некоторые описательные сведения,
которые кочуют везде в Интернете, и к которым следует
относиться как к любым неподтвержденным данным. Итак: по
одним сведениям длина судна 17 метров, ширина — 5,5 метров,
осадка около 2 метров, водоизмещение — 100 тонн, экипаж 40
человек; по другим сведениям «Нинья» имела водоизмещение
40-60 тонн, на всех 3 мачтах были косые паруса. В ходе
экспедиции Колумб сделал остановку на Канарских островах для
проведения ремонтных работ на «Пинте», а на "Нинье" в это
время косые паруса заменили на такие же прямые, как на
"Пинте".
«Нинья» -
«Санта-Клара» участвовала и во второй экспедиции Колумба к
берегам Нового Света,
а потом ходила туда еще раз, в 1499 г. на остров Гаити уже
сама по себе, как частное лицо. По всеобщему утверждению -
любимое судно Колумба.
*
Морские термины,
использованные в тексте:
Латинский парус
По форме -
прямоугольный треугольник.
Верхней шкаториной (гипотенузой) крепится к
наклонной рее, передний или нижний конец которой доходит до
палубы. В средние века латинский парус получил широкое
распространение, благодаря способности судна с таким парусом
ходить очень круто к ветру. Причём движущей силой при этом
являлся не сам ветер, а подъемная сила крыла, как у
самолета, только крыло, то есть парус, располагались не
горизонтально, а вертикально.
Каракка = нао – просто большое
парусное судно, больше каравеллы. Передние паруса прямые,
задние – косые.
Фок-мачта – первая от носа корабля мачта.
Грот-мачта – вторая от носа корабля мачта.
Бизань-мачта – задняя мачта на 3-4 мачтовых судах
с косым парусом для маневров.
Водоизмещение –
количество воды, вытесненной плавающим судном.
Бак – часть верхней палубы от носа до
первой мачты.
Бейдевинд – курс, при котором угол между
направлением ветра и направлением движения судна составляет
менее 90°. Тяга паруса при бейдевинде целиком определяется
«подъёмной силой».
Шкаторина – любой край паруса.
Шхуна Шхуна – тип парусного корабля, имеющего не
менее двух мачт и косые паруса на всех мачтах. Имеет много
разновидностей. Было основным судном пиратов Карибского моря
и побережья Америки в 16-17 веках.
*
Очень обяжете, если поделитесь этим материалом в
социальных сетях
Начало первой
экспедиции Колумба в Америку 3 августа 1492
Переход Христофора
Колумба через Атлантику
Колумб открыл Америку 12 октября 1492
Гуд бай,
Америка! Триумф Адмирала
Колумба
Биография Колумба - история загадок без отгадок
Каравеллы
Колумба
Путешественники эпохи Великих Географических Открытий
Марко Поло
- реальный
персонаж или мистификация
Бартоломео Диаш -
знаменитый португальский мореплаватель
Христофор Колумб -
история загадок
без отгадок
Васко да Гама
открыл путь в Индию вокруг Африки 1497-99
Фернан Магеллан
-
конкистадор в Индийском океане
Америго Веспуччи не открывал Америки?
Джон Кабот
- открытие Северной
Америки
Фрэнсис Дрейк
- первое кругосветное плавание англичан
Джеймс Кук -
история путешествий и открытий
Абель Тасман
открыл Тасманию и Новую Зеландию в
1642
Томас Кук -
основатель организованного туризма
Русские путешественники и первопроходцы
Афанасий Никитин
- открыл дорогу в Индию
Ермак Тимофеевич
- "прорубил окно" в Сибирь
Русские в Сибири
16-й век: Дежнёв,
Хабаров, Атласов...
Витус Беринг
- Камчатка, Америка, Берингов пролив
Великая Северная
экспедиция - от Ямала до Японии
Освоение Русской
Америки и Аляски: Шелехов, Баранов, Кусков
Первая русская
кругосветка 1803-1806
Крузенштерна и
Лисянского
|