На главную >> География и путешествия

Реклама на сайте

 

 

Адмирал И.Ф. Крузенштерн краткая биография

 

Иван Федорович Крузенштерн – русский морской офицер, мореплаватель, руководитель первой русской кругосветной экспедиции на кораблях «Надежда и «Нева» 1803-1806 гг. Почетный член Петербургской Академии наук с 1806, один из учредителей Русского Географического общества, автор «Атласа Южного моря», адмирал флота.

19.11.1770 - 24.08.1846

 

Происхождение

Adam Johann von Krusenstern происходил из небогатой дворянской семьи обрусевших немцев. Родился в Эстонии, в имении Хагудис. Про детство и юность Крузенштерна почти ничего не известно.

 

Образование

Получил  начальное домашнее образование, затем:

1782-1785 учился в церковной школе в Ревеле (Таллинн).

1785 г. поступил в Морской кадетский корпус в С-Петербурге.

1788 г. досрочно выпущен из корпуса (в связи с началом очередной войны со Швецией) с присвоением звания мичмана.

 

Балтика

Определен служить на 74-х пушечный корабль «Мстислав» под командованием капитана Г. И. Муловского. Отличился храбростью в первом же сражении со шведским флотом у острова Гогланд 6 июля 1788. Выполнял обязанности помощника командира корабля после гибели многих офицеров, участвовал в блокаде шведского флота в Свеаборге. В 1789-90 годах участвовал в сражениях при Ревеле, Красной Горке и Выборге. В это время Крузенштерна посещает идея о  кругосветном плавании. После подписания мира со Швецией в 1790 г. «Мстислав» вернулся в Кронштадт, а мичман Крузенштерн был произведен в лейтенанты.

 

Англия

1793 г. - руководство Адмиралтейства решает направить нескольких способных молодых морских офицеров в Англию для совершенствования в мореходном и военном деле. Крузенштерн в числе группы из 16 человек попадает на туманный Альбион. Ему очень хотелось попасть в Индию, но его сразу же направляют в составе английской эскадры к берегам Северной Америки, где он участвует в войне с французами. За проявленные храбрость и старания был произведен в тамошние лейтенанты. Корабль, на котором он возвращался в Англию, налетел на скалы и разбился. Спасли американские рыбаки. Так Крузенштерн очутился в США, где сам Джорж Вашингтон предложил ему, как уже опытному морскому офицеру, поступить на службу в американский флот. Так Крузенштерн впервые побывал в тропиках, на Барбадосе, Суринаме, Бермудах. Однако служба в ВМФ США Крузенштерну не понравилась, и он возвращается в Англию.

 

 

Юго-Восточная Азия

Оказавшись в Англии, Крузенштерн решает во что бы то ни стало попасть в Индию. Но англичане не пускали иностранцев в свои индийские владения. Тогда Крузенштерн нанялся на корабль до Кейптауна. Сойдя на берег, он дождался корабля до Калькутты и на нем добрался до Индии. Из Индии он отправляется в Индокитай, затем в Китайский Макао, где прожил целых полгода. Знание это ему весьма пригодилось в его кругосветке.

 

 

Возвращение

Потом он из Макао возвращается в Англию на попутном корабле, после сразу в Россию, куда он прибывает в 1799 году. Слава о молодом предприимчивом русском морском офицере, объехавшем почти полмира без денег, только благодаря своему желанию, бежала впереди самого Крузенштерна.

 

 

Идея путешествия

Оказавшись на родине, Крузенштерн подает в правительство прошение и подробный план кругосветной экспедиции. Павел I сходу отвергает идею. Но идея пришлась по нраву руководителям Российско-Американской компании, пайщиками и соучредителями которой были влиятельные столичные вельможи. В идее кругосветного похода их привлекли два момента:

 

  • Крузенштерн брался показать на деле, что транспортировка пушнины и других ценностей с берегов Русской Америки в Россию по морю вокруг Африки существенно быстрее дешевле, чем наземная транспортировка товара через всю Сибирь

 

  • что меха и другие товары выгоднее продавать в Макао, чем в Европе

 

В то время транспортные расходы Аляска-Камчатка-Охотск-Сибирь-Петербург съедали львиную долю прибыли торговли пушниной. Дорога в один конец занимала больше двух лет! Крузенштерн же предлагал изведать два направления:

 

1. Петербург > Атлантика > Тихий океан > Русская Америка

2. Русская Америка > Тихий океан > Индийский Океан > Атлантика > Россия.

 

Сам Крузенштерн был служака и мореплаватель, его не интересовали барыши РАК. Но ему нужна была мощная поддержка в реализации давней мечты – кругосветного плавания. И не только для удовлетворения собственного любопытства, но и для пользы государства. В том числе для обучения и воспитания морских офицеров. 

 

Дело сдвинулось с приходом к власти в 1801 году императора Александра I. Заинтересованным людям удалось сделать императора пайщиком Российско-Американской компании. Это была своеобразная взятка самому императору, но он её принял! 

 

Подготовка и старт первой кругосветки

По замыслу Крузенштерна экспедиция должна была быть не частной инициативой купцов, но делом государственной важности. Корабли экспедиции должны были находиться под защитой Андреевского стяга. Проект Крузенштерна утвердили на самом верху, казначейство выделило деньги на покупку в Англии двух кораблей, Крузенштерн был произведен в капитан-лейтенанты и назначен руководителем экспедиции.

 

Крузенштерн без колебаний назначил капитаном второго корабля экспедиции своего давнего друга еще с кадетских времен Юрия Лисянского, который хоть и был на 3 года младше Крузенштерна, уже побывал во многих сражениях, избороздил тысячи миль под парусами и тоже имел чин капитан-лейтенанта. Все матросы, по требованию Крузенштерна, были набраны из русских моряков, прошли большой конкурсный отбор. Только ученые в составе экспедиции были иностранцы.

 

Итак, мечта его жизни сбывалась. А ведь молодому капитану Ивану Федоровичу Крузенштерну в тот момент было всего 32 года! Между тем правительство дало поручение экспедиции доставить в Японию первое русское посольство. Послом выступил не кто-нибудь, а сам директор РАК Николай Петрович Резанов. Одновременно он работал в и качестве «административного ресурса» всего дела.

 

Из Англии прибыли корабли – два шлюпа. Большой в 450 тонн Крузенштерн назвал «Надежда», малый в 370 – «Нева». На «Надежде» оказались два молоденьких мичмана – Отто Коцебу и Фаддей Беллинсгаузен. Корабли, помимо посла с подарками, загрузились большим количеством товара для РАК. В свите посла присутствовал ставший знаменитым граф Федор Иванович Толстой «Американец» - хулиган, кутила, дуэлянт, известная историческая личность.

 

 

Путешествие

Седьмого августа 1803 года корабли экспедиции подняли паруса и вышли в море.

Маршрут экспедиции: Анлантика > Южная Америка > мыс Горн / пролив Дрейка > Тихий океан > о. Пасхи / о. Нукагива > Гавайские острова.

Отсюда «Надежда» отправлялась на Камчатку, потом в Японию, потом снова на Камчатку затем Макао. «Нева» пошла в Русскую Америку, на Кадьяк к Баранову, оттуда тоже в Макао с грузом мехов. В Макао оба корабля должны были в условленное время соединиться и через Индийский океан > мыс Доброй Надежды  > Атлантический океан > возвратиться в Кронштадт.

Подробно про кругосветное плавание Крузенштерна читайте здесь.

 

 

После путешествия

После возвращения в Петербург в 1806 году Крузенштерн приступает к составлению описания плавания своей экспедиции, систематизирует результаты наблюдений и исследований. 

 

1811 – его назначают на пост инспектора классов морского кадетского корпуса

 

1815—1818 гг. он участвует в подготовке кругосветного плавания О. Коцебу, одного из младших офицеров первого кругосветного плавания. Кроме того, Крузенштерн участвовал в подготовке экспедиции Беллинсгаузена-Лазарева (1819-21) и Станюковича - Литке (1826-29).

 

1818 – Крузенштерн получил бессрочный отпуск для составления «Атласа Южного моря» с приложением гидрографических записок, под заглавием: «Собрание сочинений служащих разбором и изъяснением Атласа Южного моря».

 

В 1827 году Крузенштерн назначен директором морского кадетского корпуса и членом Адмиралтейств-совета.  На протяжении шестнадцати лет Крузенштерн возглавлял это учебное заведение, сумев поднять его на новый качественный уровень.

 

И.Ф. Крузенштерн стал одним из создателей Русского географического общества, основанного в 1845 году. Был отмечен государственными наградами:

Орден Святого Георгия 4-й степени

Орден Святого Александра Невского с бриллиантами

Орден Святого Владимира 3-й степени

Орден Святой Анны 2-й степени

Орден Pour le Mérite «За заслуги в науке и искусствах» (1842)

 

Память

Крузенштерну сооружен монумент в Петербурге напротив Морского корпуса. Его имя носит парусный барк «Крузенштерн», а также один из проливов между островами Курильской гряды.

 

В 1993 г. банк России выпустил памятную монету «Первое русское кругосветное путешествие».

 

 

  

Очень обяжете, если поделитесь этим материалом в своих социальных сетях

 

 


 

 

Русские путешественники и первопроходцы

Афанасий Никитин - открыл дорогу в Индию

Ермак Тимофеевич - "прорубил окно" в Сибирь

Русские в Сибири 17-й век:  Дежнёв, Хабаров, Атласов...

Витус Беринг - Камчатка, Америка, Берингов пролив

Великая Северная экспедиция - от Ямала до Японии

Освоение Русской Америки и Аляски: Шелехов, Баранов, Кусков

Первая русская кругосветка 1803-1806 Крузенштерна и Лисянского

 

 

Еще раз путешественники эпохи Великих Географических Открытий

Марко Поло - реальный персонаж или мистификация

Бартоломео Диаш - знаменитый португальский мореплаватель

Христофор Колумб - история загадок без отгадок

Васко да Гама открыл путь в Индию вокруг Африки 1497-99

Фернан Магеллан - конкистадор в Индийском океане

Америго Веспуччи не открывал Америки?

Джон Кабот - открытие Северной Америки

Фрэнсис Дрейк - первое кругосветное плавание англичан

Джеймс Кук - история путешествий и открытий

Абель Тасман открыл Тасманию и Новую Зеландию в 1642

 

 

Русские путешественники

и первопроходцы

 

 

Афанасий

Никитин

 

 

 

 

Ермак

Тимофеевич

 

 

 

 

Первопроходцы

Сибири 17 века

 

 

 

 

Беринг иконка

Витус

Беринг

 

 

 

 

Великая Северная экспедиция

Великая

Северная эскпедиция

 

 

 

 

Освоение Русской Америки и Аляски

Освоение

Русской Америки

 

 

 

 

Крузенштерн и его кругосветное плавание

Первое русское кругосветное плавание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эпоха Великих

Географических

открытий - это ->

 

 

Марко Поло - первый путешественник Эпохи Великих Географических Открытий

Марко

Поло

 

 


 

 

Бартоломеу Диаш - великий португальский мореплаватель, первый обогнул Африку

Бартоломеу

Диаш

 

 


 

 

Христофор Колумб - первооткрыватель Америки для европейцев

Христофор

Колумб

 

 


 

 

Васко да Гама - первооткрыватель морской дороги в Индию

Васко

да Гама

 

 


 

 

Фернан Магеллан - первое кругосветное путешествие

Фернан

Магеллан

 

 


 

 

Америго

Веспуччи

 

 


 

 

Джон Кабот - английский первооткрыватель Северной Америки

Джон

Кабот

 

 


 

 

Фрэнсис Дрейк - корсар на службе её величества королевы Елизаветы I

Фрэнсис

Дрейк

 

 


 

 

Абель Тасман - известный голландский мореплаватель, открыл Тасманию, Новую Зеландию, острова Фиджи

Абель

Тасман

 

 


 

 

Джеймс Кук - великий английский мореплаватель

Джеймс

Кук

 

 


 

 

Томас Кук - основатель туризма

Томас

Кук

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

География и Путешествия © Виктор Кудрявцев  / kudry-viktor@yandex.ru /  Условия заимствования: согласие владельца + активная обратная ссылка