|
Путешествие Афанасия Никитина в Индии
1469-1473
Продолжение. Начало
здесь
Из Персии, из Порта
Ормуз (Гурмыз) Афанасий Никитин отправился в Индию. Путешествие
Афанасия Никитина по Индии продолжалось предположительно три
года: от весны 1469 до начала 1472 (по другим данным –
1473). Именно описание пребывания в Индии занимает большую
часть дневника А. Никитина.
А Гурмызъ есть на острове, а ежедень поимаеть его море по
двожды на день. И тут есми взял первый Великъ день, а пришел
есми в Гурмыз за четыре недели до Велика дни. А то есми
городы не все писал, много городов великих. А в Гурмызе есть
солнце варно, человека сожжет. А в Гурмызе был есми месяць,
а из Гурмыза пошел есми за море Индийское.
И шли есмя морем до Мошката 10 дни; а от Мошката до Дегу
4 дни; а от Дега Кузряту; а от Кузрята Конбаату. А тут ся
родит краска да лекъ. А от Конбата к Чювилю, а от Чювиля
есмя пошли въ 7-ую неделю по Велице дни, а шли в таве есмя 6
недель морем до Чивиля.
Прибыв
в Индию, он совершат «исследовательские походы» вглубь
полуострова, подробно исследует его западную часть.
И тут есть Индийская страна, и люди ходят все наги, а
голова не покрыта, а груди голы, а власы в одну косу
заплетены, а все ходят брюхаты, а дети родятся на всякый
год, а детей у них много. А мужики и жонкы все нагы, а все
черны. Яз куды хожу, ино за мною людей много, да дивуются
белому человеку. А князь ихъ - фота на голове, а другая на
гузне; а бояре у них - фота на плеще, а другаа на гузне,
княини ходят фота на плеще обогнута, а другаа на гузне. А
слуги княжие и боярьскые - фота на гузне обогнута, да щит,
да меч в руках, а иные с сулицами, а иные с ножи, а иные с
саблями, а иные с луки и стрелами; а вси наги, да босы, да
болкаты, а волосовъ не бреют. А жонки ходят голова не
покрыта, а сосцы голы; а паропки да девочки ходят наги до
семи лет, сором не покрыт.
Обычаи и уклад жизни индусов переданы в «Хожении за три
моря» детально, с многочисленными деталями и нюансами,
которые подмечал пытливый взгляд автора. Подробно
описываются богатые пиры, выезды и военные действия
индийских князей. Хорошо отражена и жизнь простого народа, а
также природа, животный и растительный мир. Многому из
увиденного А.Никитин давал свою оценку, впрочем, достаточно
объективную и непредвзятую.
Да о вере же о их распытах все, и оны сказывают: веруем
въ Адама, а буты, кажуть, то есть Адамъ и род его весь. А
веръ въ Индеи всех 80 и 4 веры, а все верують в бута. А
вера с верою ни пиеть, ни ястъ, ни женится. А иныя же
боранину, да куры, да рыбу, да яйца ядять, а воловины не
ядять никакаа вера.
Салтан же выезжает на потеху с матерью да з женою, ино с
ним человекъ на конех 10 тысящь, а пеших пятьдесят тысящь, а
слонов выводят двесте, наряженых в доспесех золоченых, да
пред ним трубников сто человекъ, да плясцов сто человекъ, да
коней простых 300 в снастех золотых, да обезьян за ним сто,
да блядей сто, а все гаурокы.
Чем конкретно занимался Афанасий Никитин, чем питался,
каким образом добывал средства к существованию – об этом
можно только догадываться. Во всяком случае, сам автор нигде
этого не уточняет. Можно предположить, что коммерческая
жилка в нем сказывалась, и он вел какую-то мелкую торговлю,
либо нанимался служить к местным купцам. Кто-то сказал
Афанасию Никитину, что в Индии в большой цене породистые
жеребцы. За них, якобы, можно выручить хорошие деньги. И наш
герой привез с собой в Индию жеребца. А что из этого вышло:
И яз грешный привезлъ жеребца в Индийскую землю,
и дошелъ есми до Чюнеря богъ далъ поздорову все, а стал ми
во сто рублев. Зима же у них стала с Троицына дни. А
зимовали есмя в Чюнеря, жили есмя два месяца. Ежедень и нощь
4 месяцы всюда вода да грязь. В те же дни у них орют да сеют
пшеницу, да тутурган, да ногут, да все сьестное. Вино же у
них чинят в великых орехех - кози гундустанская; а брагу
чинят в татну. Кони же кормят нофутом, да варят кичирисъ с
сахаром, да кормят кони, да с маслом, порану же дают имъ
шешни. В Индийской же земли кони у них не родят, вь их земле
родятся волы да буйволы, на тех же ездят и товар, иное
возят, все делают.
А в том в Чюнере ханъ у меня взял жеребца, а увядал, что
яз не бесерменянин - русинъ. И он молвит: 'Жеребца дам да
тысящу златых дам, а стань в веру нашу - в Махмет дени; а не
станеш в веру нашу, в Махмат дени, и жеребца возму и тысячю
златых на голове твоей возму'…. И господь богъ смиловался на
свой честный праздникъ, не оставил милости своеа от меня
грешнаго и не велелъ погибнути в Чюнере с нечестивыми. И
канун Спасова дни приехал хозяйочи Махмет хоросанецъ, и бил
есми ему челом, чтобы ся о мне печаловал. И он ездил к хану
в город да меня отпросил, чтобы мя в веру не поставили, да и
жеребца моего у него взял. Таково осподарево чюдо на Спасовъ
день.
Как видно из записей, А. Никитин не дрогнул, не променял
отцову веру на посулы и угрозы мусульманского правителя. А
коня он, в конце концов, продаст почти без всякого навара.
Вместе с описаниями местностей, которые Афанасий Никитин
посетил, он занес в свои записки и замечания о природе
страны и ее произведениях, о народе, его нравах, верованиях
и обычаях, о народном управлении, войске и т.п.
Индеяне же не едят никоторого же мяса, ни яловичины, ни
боранины, ни курятины, ни рыбы, ни свинины, а свиней же у
них велми много. Ядят же в день двожды, а ночи не ядят, а
вина не пиют, ни сыты68. А з бесермены ни пиютъ, ни ядят. А
ества же ихъ плоха. А один с одным ни пьет, ни есть, ни з
женою. А едят брынец, да кичири с маслом, да травы розные
ядят, а варят с маслом да с молоком, а едят все рукою
правою, а левою не приимется ни за что. А ножа не дрьжат, а
лжицы не знают. А на дорозе кто же варит себе кашу, а у
всякого по горньцу. А от бесермен крыются, чтоб не посмотрил
ни в горнець, ни въ еству. А толко посмотрит, ино тое ествы
не едят. А едят, покрываются платомъ, чтобы никто не виделъ
его.
…
А Шабатское пристанище Индейскаго моря велми велико…. Да
родится в Шабате шолкъ, да сандалъ, да жемчюгъ, да все
дешево.
…
А в Пегу же есть пристанище немало. Да все в нем дербыши
живут индийскыи, да родятся в нем камение драгое, маникъ, да
яхут, да кирпук78; а продают же каменье деръбыши.
…
А Чинское же да Мачинское
пристанище велми велико, да делают в нем чини, да продают же
чини в вес, а дешево. А жоны их с мужи своими спят в день, а
ночи жены их ходят спати к гарипом да спят с гарипы, да дают
имъ алафу, да приносят с собою еству сахарную да вино
сахарное, да кормят да поят гостей, чтобы ее любил, а любят
гостей людей белых, занже их люди черны велми. А у которые
жены от гостя зачнется дитя, и мужи дают алафу; а родится
дитя бело, ино гостю пошлины 300 тенекъ, а черное родится,
ино ему нет ничего, что пилъ да елъ, то ему халялъ.
Как хочешь, так и понимай этот абзац. Гарип – чужеземец,
иностранец. Выходит, что белому иностранцу мужья индийские
разрешали спать со своей женой, и если родится белый
ребенок, так еще и доплачивали 300 денег. А если черный – то
только за харчи! Такие вот нравы.
…
А земля людна велми, а сельскыя люди голы велми, а бояре
силны добре и пышны велми. А все их носят на кровати своей
на сребряных, да пред ними водят кони в снастех златых до
20: а на конех за ними 300 человекъ, а пеших пятьсот
человекъ, да трубников 10 человекъ, да нагарниковъ 10
человекъ, да свирелников 10 человекъ.
…
В салтанове же дворе семеры ворота, а в воротех седит по
сту сторожев да по сту писцов кафаров. Кто пойдет, ини
записывают, а кто выйдет, ини записывают. А гарипов не
пускают въ град. А дворъ же его чюден велми, все на вырезе
да на золоте, и последний камень вырезан да златом описан
велми чюдно. Да во дворе у него суды розные.
…
Изучив индийскую действительность изнутри, Афанасий Никитин
пришел к выводу о бесперспективности дальнейших
«исследований рынка», потому как с его купеческой точки
зрения взаимный коммерческий интерес Руси и Индии был крайне
скуден.
…
Мене залгали псы бесермены, а сказывали всего много
нашего товара, ано нет ничего на нашу землю: все товаръ
белой на бесерменьскую землю, перец да краска, то и дешево.
Ино возят ачеи моремъ, ини пошлины не дают. А люди иные намъ
провести пошлины не дадут. А пошлин много, а на море
разбойников много.
Поэтому в конце 1471 – начале 1472 Афанасий Никитин
принимает решение покинуть Индию и возвращаться домой на
Русь.
И ту окаянный аз рабище Афанасие Бога вышняго, творца
небу и земли, взмыслихся по вере, по христианской, и по
крещении Христове и по говейных святых отец устроенных, и по
заповедех апостольских, и устремихся умом поити на Русь.
Город Дабул стал последней точкой индийского путешествия
А.Никитин. В январе 1473 года Никитин сел в Дабуле на
судно, которое после почти трехмесячного плавания с заходом
на Сомалийский и Аравийский полуострова доставило его в
Ормуз. Торгуя пряностями, Никитин прошел через Иранское
нагорье к Тебризу, пересек Армянское нагорье и осенью 1474
года достиг турецкого Трапезунда. «Таможня» этого
черноморского порта выгребла у нашего путешественника все
добро, нажитое непосильным трудом (в том числе и индийские
самоцветы), оставив его ни с чем. Дневника при этом не
тронули!
Далее по Черному морю А.Никитин добирается до Кафы
(Феодосии). Потом через Крым и литовские земли – на Русь. В
Кафе Афанасий Никитин, по-видимому, познакомился и близко
сошелся с богатыми московскими «гостями» (купцами) Степаном
Васильевым и Григорием Жуком. Когда их объединенный караван
тронулся в путь (скорее всего, в марте 1475), в Крыму было
тепло, но по мере продвижения на север становилось все
холоднее. Видимо, сильно простудившись, или по какой другой
причине, Афанасий Никитин слег и отдал богу душу где-то в
районе Смоленска, который условно считается местом его
последнего упокоения.
Монумент Афанасию Никитину в Твери
Результаты «Хожения за три моря» тверского купца Афанасия
Никитина
Не планировав заранее путешествие за три моря, Афанасий
Никитин оказался первым европейцем, который дал ценное
описание средневековой Индии, обрисовав ее просто и
правдиво. Его записи лишены расового подхода и отличаются
редкой для того времени веротерпимостью. Своим подвигом
А.Никитин доказал, что в конце пятнадцатого столетия, за
четверть века до португальского «открытия» Индии,
путешествие в эту страну мог совершить даже не богатый, но
целеустремленный человек.
Как было сказано, А. Никитин не нашел в Индии ничего
интересного и выгодного с точки зрения торговли для русского
купечества. Интересно, что к такому же результату пришла и
португальская морская экспедиция Васко да Гамы, который
первым из европейцев подошел к тем же самым западным
индийским берегам, только морским путем вокруг Африки в 1498
году.
А сколько сил было положено испанскими и португальскими
монархами, а также их мореходами для открытия морского пути
в сказочную Индию! Какие имена: Бартоломео Диаш, Христофор
Колумб, Васко да Гама, Фернандо Магеллан… Эх, прочли бы все
эти джентльмены удачи записки русского купца Афанасия
Никитина…Глядишь, и не стали бы ломать копья и разбивать
корабли для поиска «сказочно богатой страны» под названием
Индия!
Конец.
Начало: Афанасий Никитин первый
русский путешественник
Очень обяжете, если поделитесь этим материалом в своих
социальных сетях
Русские путешественники и первопроходцы
Афанасий Никитин
- открыл дорогу в Индию
Ермак Тимофеевич
- "прорубил окно" в Сибирь
Русские в Сибири
16-й век: Дежнёв,
Хабаров, Атласов...
Витус Беринг
- Камчатка, Америка, Берингов пролив
Великая Северная
экспедиция - от Ямала до Японии
Освоение Русской
Америки и Аляски: Шелехов, Баранов, Кусков
Первая русская
кругосветка 1803-1806
Крузенштерна и
Лисянского
Еще раз
путешественники эпохи Великих Географических Открытий
Марко Поло
- реальный
персонаж или мистификация
Бартоломео Диаш -
знаменитый португальский мореплаватель
Христофор Колумб -
история загадок
без отгадок
Васко да Гама
открыл путь в Индию вокруг Африки 1497-99
Фернан Магеллан
-
конкистадор в Индийском океане
Америго Веспуччи не открывал Америки?
Джон Кабот
- открытие Северной
Америки
Фрэнсис Дрейк
- первое кругосветное плавание англичан
Джеймс Кук -
история путешествий и открытий
Абель Тасман открыл Тасманию и Новую Зеландию в
1642
|
|