Севилья - главный морской порт Испании эпохи Великих Географических Открытий

 

  На главную >> География и путешествия

 Реклама на сайте

 

 

Подготовка экспедиции Магеллана, корабли, снаряжение и личный состав

 

 

Итак, попавший в 1514 году в немилость к португальскому королю Мануэлу I Фернан Магеллан оставляет госслужбу, через какое-то время покидает родину с намерением найти себе применение в Испании. В 1517 году он прибывает в Севилью. Севилья, расположенная на реке Гвадалкивир, была главным городом Андалузии и самым значительным портом Испании по организации океанских плаваний. В этом городе концентрировались главные технические, финансовые и  людские ресурсы. Здесь было много богатых и влиятельных людей.

 

 

Фернандо Магеллан в полный ростЧтобы проявить себя тут, нужно было предложить этим самым людям что-то стоящее, что-то такое, от чего они были бы не в силах отказаться. Это «что-то» было осуществить давнюю мечту испанской короны - найти проход к Молуккским островам (Островам Пряностей) с запада,  в обход уже открытых земель в Америке. Для осуществления такого мероприятия нужно было не только желание, не только корабли и средства. Требовался опытный, решительный и надежный человек, который смог бы возглавить экспедицию. 

 

Магеллан идеально подходил для организации подобного мероприятия. Дело в том, что он уже бывал лично на этих островах. Он зарекомендовал себя опытным моряком, отважным воином и хорошим организатором. И сам Магеллан давно вынашивал планы подобного путешествия. Лучшей кандидатуры для руководителя экспедиции было не найти.

 

Линия раздела по Тордесильясскому договору Молуккские острова и весь путь к ним и от них в Европу на тот момент находились под контролем португальцев. Но законность владения Островами Пряностей могла бы быть легко оспоренной испанцами согласно пресловутому  Тордесильясскому договору. Ведь линия разграничения сфер влияния проходила по 49 градусу западной долготы (в современных координатах). Восточнее этой линии – владения Португалии. Но западнее – Испании. И если приплыть к Островам Пряностей двигаясь на запад, то можно было апеллировать к верховному арбитру – римскому святому престолу -  и потребовать острова себе.

 

Итак, интересы Магеллана и интересы испанской короны совпадали. Нужно было действовать. Магеллан и (его товарищ и компаньон Руи Фалейро) первым делом получают испанское подданство. С помощью Хуана де Аранда, одного из влиятельных людей  Севильи и Диогу Барбоза, также бывшего португальца (и ставшего потом свекром Ф.Магеллану) им это удается. Отныне он не Фернан Магеллан, а «Fernando de Magallanes» — Фернандо-де-Магальянес, или Фернандо Магеллан, как мы привыкли называть его на русский манер.

 

Один в поле не воин

Следующим важным шагом было заинтересовать владельцев капиталов – банкиров, торговцев, плюс влиятельных чиновников и, разумеется, короля Карлоса I в организации такой экспедиции.

С помощью друзей Магеллан попадает к королю и излагает ему свой план.

Известно, что еще со времен Колумба все заморские экспедиции были «совместным предприятием» короны и «частных инвесторов». Составлялся договор, где оговаривалась ответственность, вклады и доля каждого участника в будущей добыче. Корона, как правило, выполняла роль «крыши» Она имела «контрольный пакет» и ставила своего «смотрящего». Руководитель экспедиции был обязан во всем отчитываться о своих действиях перед королем и «пайщиками-акционерами». 

 

Одним из убедительных аргументов Магеллана стала попавшая к нему  в руки карта, основанная на результатах предыдущих плаваний испанцев и португальцев. Их экспедиции уже доходили до устья реки Ла-Плата, который они принимали за пролив в «Южное море», но пройти по нему не пробовали. Заручившись поддержкой финансистов, Магеллан сумел заинтересовать своим предложением испанского короля и получил его одобрение. Король подписал договор и дал отмашку на подготовку плавания.

 

Препятствия

Несмотря на высочайшее одобрение, Мегеллан с самого начала столкнулся с многочисленными препятствиями на этапе подготовки и организации экспедиции. Эти препятствия чинили как потенциальные конкуренты на лидерство в экспедиции, так и португальский посол Алвару да Кошта. Этот рыцарь плаща и кинжала работал по всем направлениям, чтобы сорвать планы Магеллана и Испании. Сначала он убеждал самого Магеллана в том, что его проект – утопия. Потом пытался его запугать. Потом задобрить, предлагая вернуться в Португалию, чей король был готов сменить гнев на милость. Угрозы не подействовали. Пряники тоже. Тогда посол подослал к Магеллану наемных убийц. Покушение сорвалось.

 

Но посол продолжал вредить: срывал поставки снаряжения, натравливал испанских командиров на «португальца» Магеллана, короче, вел себя как тот «генерал» из «Сказки про Федота-стрельца». Но Магеллан сумел переиграть всех врагов, показав свою волю и решительность уже на начальном этапе, чем вызвал расположение команды и самого короля.

 

22 марта 1518 Карлос I утверждает план Магеллана. В соответствии с договоренностями, Фернандо Магеллану и Руи Фалейру, как Генеральные капитаны (что соответствовало званию адмирала) получат двадцатую часть (5%) прибыли. Кроме того, они и их наследники получат право на управление открытыми землями плюс всевозможные титулы.

 

Довольно скоро имя Руи Фалейру исчезнет из всех договоров. По какой причине компаньон Магеллана впал в немилость, историки только лишь предполагают. Известно лишь, что он принял свою «отставку» очень близки к сердцу «и подвинулся рассудком». 

 

Конфликты с испанскими капитанами судов начались сразу по их назначению и продолжались все время подготовки. Дошло до того, что король даже «топнул ногой и погрозил пальцем» недоброжелателям Магеллана, усмирив их ретивость. Правда и Магеллану было предписано ограничить число португальцев среди членов экипажа. И, тем не менее, число опытных в морском деле «гастарбайтеров» из соседней страны получилось достаточно большим. Очевидно, что Магеллан стремился собрать как можно больше преданных лично ему людей.

 

На собранные для организации экспедиции средства Фернандо Магеллан &Co подготовили пять кораблей. Это были полноценные нао (или карраки) которых по традиции некоторые называют каравеллами. Хотя грань между каравеллами и карраками достаточно условная - многие карраки несли на корме косые латинские паруса для удобства маневрирования и наоборот, многие каравеллы имели на фок-мачте прямые паруса.

 

Корабли и снаряжение экспедиции Магеллана

Итак, парусники «Тринидад»,  «Консепсьон», «Сан-Антонио», «Виктория» и «Сантьяго» взяли на борт более 250 членов экипажа плюс запас провизии и всего необходимого в расчете на 2 года автономного плавания. 

 

Провизия была обыкновенна для тогдашних морских плаваний: мука, различные крупы, фасоль, сухари, вино, растительное масло, копчености и солености, мед, сухофрукты.

 

Вооружение флотилии состояло из 70 пушек разной мощности, были аркебузы, арбалеты, холодное оружие и доспехи.

 

Товары для предполагаемой обменной торговли: металлические изделия, разную материю, украшения, бусы, зеркала, всякие побрякушки.

 

Магеллан сам лично следил за погрузкой и упаковкой снаряжения, продуктов и товаров для предполагаемой торговли.

 

Полная смета экспедиция превосходила сумму в 8 миллионов мараведи (*). (Для сравнения: первая экспедиция Колумба обошлась в сумму примерно 4 миллиона мараведи.)

 

Капитаны кораблей на старте плавания:

 

«Тринидад» - Фернандо Магеллан 

«Сан-Антонио» -Хуан Картахена  (испанец)

«Консепсьон» - Гаспар Кассада  (испанец)

«Виктория» - Луис Мендоса  (испанец)

«Сантьяго» - Жуан Серран  (португалец)

 

Указание национальности капитанов, к сожалению, имеет значение, ибо все три испанских капитана стояли в оппозиции к Магеллану - им не нравилось, что ими командует иноземец, хотя Магеллан на тот момент уже имел испанское подданство. Это противостояние еще не раз приведет к серьезным конфликтам и неприятностям во время плавания. Воистину «когда в товарищах согласия нет, на лад их дело не пойдет».

 

Но, несмотря на все препятствия, к середине сентября 1519 года корабли экспедиции были полностью укомплектованы и готовы к старту. И первое кругосветное плавание началось.

 

 

(*) Чему равнялся 1 мараведи

МараведиНазвание денежной единицы мараведи осталось на Пиренейском полуострове со времен господства мавров. В смысле покупательной способности мараведи или его эквивалента к золоту я не нашел. Известно, что пенсия, выделенная Магеллану после его возвращения из Индии равнялась 1000 реалов в месяц и считалась оскорбительно маленькой. Нашел только в одном месте, что 1 реал = 34 мараведи.

 

читать дальше:

Магеллан не совершал кругосветное плавание!

 

Очень обяжете, если поделитесь этим материалом в своих соцсетях

 

 


Еще страницы про Магеллана и его экспедицию

Фернан Магеллан - конкистадор в Индийском океане

Подготовка экспедиции Магеллана: корабли, снаряжение, люди

Фернандо Магеллан не совершал кругосветное плавание!

Интересные совпадения экспедиций Колумба и Магеллана

Еще путешественники эпохи Великих Географических Открытий

Марко Поло - реальный персонаж или гениальная мистификация

Бартоломео Диаш - знаменитый португальский мореплаватель

Христофор Колумб - история загадок без отгадок

Васко да Гама открыл морской путь в Индию вокруг Африки 1497-99

Фернан Магеллан - конкистадор в Индийском океане

Америго Веспуччи не открывал Америки?

Открытие Северной Америки Джоном Каботом

Фрэнсис Дрейк - первое кругосветное плавание англичан

Джеймс Кук - история путешествий и открытий

Абель Тасман открыл Тасманию и Новую Зеландию в 1642

Русские путешественники и первопроходцы

Афанасий Никитин - открыл дорогу в Индию

Ермак Тимофеевич - "прорубил окно" в Сибирь

Русские в Сибири 16-й век:  Дежнёв, Хабаров, Атласов...

Витус Беринг - Камчатка, Америка, Берингов пролив

Великая Северная экспедиция - от Ямала до Японии

Освоение Русской Америки и Аляски: Шелехов, Баранов, Кусков

Первая русская кругосветка 1803-1806 Крузенштерна и Лисянского

 

 

Эпоха Великих

Географических

открытий - это ->

 

 

Марко Поло - первый путешественник Эпохи Великих Географических Открытий

Марко

Поло

 

 

 

 

Бартоломеу Диаш - великий португальский мореплаватель, первый обогнул Африку

Бартоломеу

Диаш

 

 

 

 

Христофор Колумб - первооткрыватель Америки для европейцев

Христофор

Колумб

 

 

 

 

Васко да Гама - первооткрыватель морской дороги в Индию

Васко

да Гама

 

 

 

 

Фернан Магеллан - первое кругосветное путешествие

Фернан

Магеллан

 

 

 

 

Америго

Веспуччи

 

 

 

 

Джон Кабот - английский первооткрыватель Северной Америки

Джон

Кабот

 

 

 

 

Фрэнсис Дрейк - корсар на службе её величества королевы Елизаветы I

Фрэнсис

Дрейк

 

 

 

 

Абель

Тасман

 

 

 

 

Джеймс Кук - великий английский мореплаватель

Джеймс

Кук

 

 

 

 

Томас Кук - основатель туризма

Томас

Кук

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Русские путешественники

и первопроходцы

 

 

Афанасий

Никитин

 

 

 

 

Ермак

Тимофеевич

 

 

 

 

Первопроходцы

Сибири 17 века

 

 

 

 

Беринг иконка

Витус

Беринг

 

 

 

 

Великая Северная экспедиция

Великая

Северная эскпедиция

 

 

 

 

Освоение Русской Америки и Аляски

Освоение

Русской Америки

 

 

 

 

Крузенштерн и его кругосветное плавание

Первое русское кругосветное плавание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

География и Путешествия © Виктор Кудрявцев  / kudry-viktor@yandex.ru /  Условия заимствования: согласие владельца + активная обратная ссылка