Про Томаса Кука и его
изобретение – организованный туризм и путешествия написано
немало. Биография самого Кука с 1845 года уже неотделима от
его увлечения, дела, бизнеса – как хотите. Незаурядные
личные качества этого человека способствовали появлению
индустрии организованных путешествий более чем 150 лет
назад. Но для того, чтобы любое явление, открытие или
достижение, изменившее общество, состоялось, мало только
личных способностей даже самой незаурядной личности. Нужно,
чтобы этому делу способствовали объективные предпосылки.
В случае с «Бюро путешествий Томаса Кука» одной из первых
объективных предпосылок стало
Пьянство
В первой половине девятнадцатого столетия в Англии пьянство
приобрело характер повальной эпидемии. В силу своей крайней
дешевизны, алкоголь был легко доступен. Напиться в мат можно
было за 2 пенни. Люди спивались, семьи распадались -
знакомая картина. Однако пьянство, и все связанные с ним
безобразия, вызвали к жизни и обратное явление – появление
борцов с пьянством и возникновение «Обществ Трезвости». А
Томас Кук мало, что сам не пил спиртного, так был еще одним
из самых видных борцов за трезвый образ жизни.
Свободное время
Второй объективной предпосылкой стало появление у рабочих (а
Англия того времени была самой индустриальной страной мира)
законных выходных и отпусков. Но люди не знали, чем занять
образовавшееся свободное время. (Дачных участков в нашем
понимании в Англии никогда не было). Вот тут-то и появился
Томас Кук, который предложил людям занять свободное время
увлекательным путешествиям. Лучше тратить деньги на
путешествия, чем на пьянство!
Общая грамотность население
Вызвала появление литературы, в том числе и
познавательно-приключенческой. Известно, что одно из первых
направлений, освоенных Томасом Куком, были путешествия в
Шотландию, на родину великих писателей
Вальтера Скотта и Роберта Бернса.
Газеты становились средством массовой информации. Они
знакомили читателей с событиями в мире, что вызывало у
многих интерес к тем местам, о которых пишут, но в
которых люди не бывали.
Железные дороги
Решающим же фактором стало появление и развитие сети
железных дорог.
Весь
девятнадцатый век можно считать веком торжества железных
дорог. Даже в России в 1841 государь Николай
I распорядился начать
строительство железной дороги между Петербургом и Москвой
(дорога вступила в эксплуатацию в 1851). Европа же
покрывалась сетью дорог как паутиной.

Пароходы
Сначала стали быстро развиваться речные паровые колесные
суда. Вслед за ними парусники стали вытесняться паровыми
машинами и на морских просторах. Это гарантировало
регулярность рейсов.
Всемирные выставки
Появление массовых мероприятий, таких как всемирные выставки
и прочие фестивали, которые многие желали посетить и
поглазеть на достижения человечества собственными глазами.
Платежеспособный спрос
Томас Кук изначально и сознательно делал ставку на
массовость, тем самым снижая удельные затраты каждого и
делая путешествия доступными для многих. А к середине
девятнадцатого века стал появляться и средний класс. Колонии
породили в Англии большое количество служащих компаний,
клерков; промышленность – хорошо оплачиваемых рабочих,
техников, инженеров, которые и становились основными
клиентами «конторы Кука». Так, первое организованное
однодневное путешествие из Лондона в Лабфоро обошлось
участникам в
1 шиллинг. А путешествие в